E-mail: megas-club@mail.ru | Country : Russia  

СВЕРХ эффективный ЧЕЛОВЕК

Что такое "СверхЧЕЛОВЕК"?

megas-bond007

"СВЕРХЧЕЛОВЕК"
Понятие европейской философии и культуры, означающее человека, стоящего в духовном, умственном и физическом плане неизмеримо выше всех остальных людей.

Представление о СверхЧЕЛОВЕКЕ впервые можно встретить в мифах о героях, о «полубогах».

СверхЧЕЛОВЕКОМ в антич. истории считался Александр Македонский, а позднее Юлий Цезарь. Наиболее явственно учение о С. выступило в христианстве, для которого С. — это Иисус Христос, а также истинный христианин, через смирение пришедший к преобразованию своей сущности и достигший преображения.
В эпоху Возрождения типом С. был описанный Н. Макиавелли государь, носитель абсолютной власти. У нем. романтиков и А. Шопенгауэра С. — это гений, неподвластный обычным человеческим законам. Для многих мыслителей 19 в. ярким образцом С. был Наполеон.

Все последующие интерпретации С. явно или неявно находятся под влиянием учения Ф. Ницше. Человек, по мнению Ницше, — это путь, или мост к СверхЧЕЛОВЕКУ. Последний собственно и есть человек в подлинном смысле этого слова, подавивший в себе животное начало и живущий в атмосфере свободы. Философ, художник и святой являются в этом плане вечными представителями сверхчеловечности.

Но в конце эпохи нигилизма обнаруживается новая потребность в С. После того, как нигилизм разрушил все ценности и убил Бога, только С. может взять на себя господство над землей. Человек как воля к власти должен водрузить самого себя над собой, сделать С. мерилом всего человеческого.
С. надо отличать по превышающей саму себя чистой воле к власти, а не по отдельным желаниям и потребностям. Приняв на себя бессмысленность мира, человек продолжает жить, жизнь как возрастание воли становится для него всем. Становление С. не имеет ничего общего с биологической эволюцией или мутацией в какой-то новый вид.
С. — это человек, достигший нового понимания себя, личность, радикально перестроившая свое сознание, способная преодолеть хаос своих страстей, достигнуть гармоничности и целостности духовной жизни, способная принимать в себя и духовно преображать все явления мира — как прекрасные, так и безобразные.

Это человек, который своей мощной волей продолжает существование мира, приходит в историю в ее критические моменты. Таковыми были для Ницше Гёте и Наполеон. Это не дети своего времени, они врываются в настоящее как носители более древней и более сильной эпохи, и все временное и преходящее, на что они накладывают отпечаток своей личности, получает вечное измерение.
Появление ГЕНИЯ — это действие в истории закона вечного возвращения того же самого.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

СВЕРХЧЕЛОВЕК
(греч. , нем. Ubermensch), понятие европ. идеалистич. традиции: человек, в духовном и физич. отношениях превзошедший возможности человеч. природы и представляющий собой качественно иное,высшее существо.
Представление о С. уходит корнями в мифы о «полубогах» и «героях», а также вмистериальные культы, обещавшие посвящаемому возведение в ранг божества; необходимо отметить такжеобожествление эллинистич. и рим. правителей (Лукиан иронически применяет к деспоту термин «С.») и доктрину стоицизма о мудреце как идеальном носителе всех совершенств, лишённом человеч. слабостей. Однако гл. моменты истории идеи С. связаны с историей христианства, в особенности христ. ересей, а в новое время, напротив, с историей полемики против христианства. Для ортодоксального христианства С.— это прежде всего Иисус Христос (неоднократно обозначаемый так в текстах представителей патристики, в частности у Псевдо-Дионисия Ареопагита), а также, в перспективе, «облекшийся во Христа» христианин,которому обещано, что он через смирение придёт к непредставимому преображению своей человеческой сущности и бого-подобию. Эти мотивы усиленно акцентируются в ересях гностицизма и монтанизма (2в.); один монтанистский текст настаивает, что праведника, вошедшего в царствие божие, надо называть но «спасённым», но «С.».
Идея С. переосмысляется в идеологии Возрождения, где намечаются три линии:
С. как «божеств.»
и всемогущий художник;
С. как маг — властитель тайн природы (тип Фауста);
С. как носитель абс. политич. власти, манипулирующий людьми по законам свободного от догм и морали разума (тип «Государя» Макиавелли).

2-я и 3-я линии сливаются в пафосе англ. драматурга К. Марло («Трагич. история доктора Фауста», «Тамерлан Великий»); они подвергнуты критике в трагедиях Шекспира (крах «макиавеллистов» Ягои Макбета, отказ мага Просперо от своей власти). В нем. культуру термин «С.» входит с 17 в. через христ.традицию («Духовные досуги» лютеранского теолога Г. Мюллера, 1664); у Гердера, Гёте и др.представителей нем. классики и романтики он употребляется для характеристики «гения», неподвластного обычным человеч. законам.

Ницше придаёт понятию «СверхЧЕЛОВЕК» абстрактное значение, одновременно освобождая его от всякого конкретного содержания.
Приход С., интерпретируемый Ницше одновременно как высшее метафизич.свершение и как следующий за человеком этап биологич. эволюции (С. относится к человеку, как человек к обезьяне), объявляется смыслом человеч. бытия, вообще смыслом «земли»; С. есть альтернатива «последнему человеку» — персонажу анти утопии Ницше, карикатуре на коллективизм; при этом С. абсолютночужд как религ. обязательствам перед богом, так и социальным обязательствам перед людьми. Различныеинтерпретации С. после Ницше повторяют и только пародируют три линии развития образа С. в культуре Возрождения. Творящий по произволу «свой» мир идеальный художник авангардизма — вырождение идеала «божеств.» гения. Ни с чем не сообразующийся в своём манипулировании людьми «вождь» фашизма —вырождение идеала макиавеллиевского «Государя». Герой тривиальной литературы науч.-фантастич. типа («супермен»), мощь которого неограниченно расширена возможностями небывалой техники — вырождение идеала ренессансного «мага».
Benz E., Der dreifache Aspekt des Ubermenschen, в кн.: Eranos Jahrbiidi, 1959, Bd 28, Z., 1960, S. 109—92.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г.Панов. 1983.

СВЕРХЧЕЛОВЕК
Представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими илисамовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. Идея сверхчеловека имелась уже уЛукиана; в нем. философии она появилась сначала у Генриха Мюллера под названием «богочеловек», затем у Гердера, Гиппеля, Пауля; для Гёте человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близкого к этому взгляду придерживался и Ницше.
Философский энциклопедический словарь. 2010.

Критика понятия «Сверхчеловек» Фридриха Ницше по Т.И. Ойзерману


«Идея сверхчеловека - главная идея этого произведения Ницше. «Я учу вас о сверхчеловеке - так говорит Заратустра, - Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?... Вы совершали путь от червя к человеку, но многое в вас ещё осталось от червя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь ещё человек больше обезьяна, чем иная из обезьян». А сверхчеловек это человек с большой буквы, человек - гигант духа. «Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!».

Идею сверхчеловека высказывали Гердер и Гёте, связывая её с просветительским идеалом всестороннего прогресса человечества. Ницше приемлет этот идеал, несмотря на свои нередко критические оценки идей Просвещения. Однако главное в ницшевском понимании сверхчеловека -радикальная критика общественных отношений и, прежде всего, традиционной морали и столь же традиционных представлений о противоположности истины и заблуждения, науки и ненаучности.

B.C. Соловьёв в статье «Словесность или истина?» положительно оценивает ницшевскую идею сверхчеловека. «Разве не прав несчастный Ницше, когда утверждает, что всё достоинство, вся ценность человека в том, что он больше, чем человек, что он переход к чему-то другому, высшему... Каждый из нас есть сверхчеловек в возможности, потенциально, но чтобы стать таким в действительности требуется, конечно, более прочная опора, чем собственное желание, чувство или отвлеченная мысль.

Сам Ницше, думая быть действительным сверхчеловеком, был только сверхфилологом». Теоретически обосновывая идею сверхчеловека, Ницше обращается к истории с тем, чтобы выявить в великих исторических деятелях нечто приближающее их к сверхчеловеку, нечто свидетельствующее о зарождении, возможно даже становлении этого высшего типа человеческой личности. Понятие сверхчеловека становится, таким образом, не только идеей, идеалом, но в какой-то степени также исторической реальностью. В этом смысле Ницше характеризует Наполеона, но не только его. Гениальные музыканты, поэты, художники также являются несомненным приближением к сверхчеловеку, понятие которого тем не менее остаётся недостаточно определённым.

Как правильно отмечает Виндельбанд, ницшевский «идеал «сверхчеловека» не выходит за пределы поэтической расплывчатости и неопределённости. В одном, изначальном, смысле под ним подразумевается великая индивидуальность, которая в противоположность массе осуществляет свое первичное право.

С другой стороны, «сверхчеловек» представляет собой высший тип породы людей, который ещё должен быть воспитан... (!) Очень верно было замечено, что от такого понимания учения о «сверхчеловеке» один только шаг до Фихте», т.е. до учения об абсолютном Я. Но абсолютное Я в учении Фихте - это абсолютное знание, в то время как ницшевский сверхчеловек - воплощение абсолютной воли к власти. Для него всё дозволено, его произвол - закон. Правда, такое понимание «сверхчеловека» никак не подходит к гениальным музыкантам, художникам, поэтам, которые не жаждут стать полководцами, выдающимися политическими деятелями…»
Ойзерман Т.И., Амбивлентность философии, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2011 г., с. 318-320.
ЛИЧНОСТЬ, способная достигать...
  • Меняющие реальность: МЕГАСы нашей жизни
  • Про человеческую самодостаточность и не только...
  • 4 качества настоящего лидера
  • Теория эффективного поведения: основные положения
  • Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения
  • Технология эффективного поведения
  • Тактики и техники влияния
  • Как ПРОКАЧАТЬ свою Личность и способность действовать эффективно?
    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория и практика развития
  • Социальный интеллект: от чего зависит уровень?
  • Как развить социальный интеллект высокого уровня?
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"?
  • Психология взаимопонимания
  • Г. Олпорт: 8 качеств людей, способных понимать
  • Как я сделался шахматным маэстро...
    Теория уверенности и уверенного поведения И.В. Герасимова
  • Уверенность, как способность идти на риск
  • Уверенность, как способность противостоять давлению со стороны других людей
  • Социально-адаптивная уверенность
  • Профессиональная или навыковая уверенность
  • Как развить в себе уверенность?
  • Тестирование жизнью или где проявляется истинная человеческая суть

    курс виртуоза жизни
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр нашей жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    MEGAS-CLUB
    2010-2018 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник