Тренинговый клуб

Системный, комплексный и продвинутый подход в раз%D

Главная \ Все статьи \ Социальный интеллект \ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Современная теория и практика развития
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Современная теория и практика развития

Я рассматриваю «социальный интеллект» ни как «великий дар» понимать людей и «поступать мудро в отношении них», и ни как большую «интегральную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации», а как единую систему-механизм, которая все эти способности осуществляет…

Пойдем по порядку…

Что такое «ИНТЕЛЛЕКТ»?

Все знают, что такое «интеллект»… — высоким интеллектом восхищаются, над низким — смеются…
У обычного человека интеллект на уровне среднего — 100, плюс-минус… IQ от 140 до 153 – считается высоким, от 153 до 160 и выше – выдающимся (показатель интеллекта Альберта Эйнштейна).

Так, что такое «ИНТЕЛЛЕКТ»?

Интеллект — это совокупность умственных способностей человека, позволяющих ему понимать (хорошо в чем-либо разбираться…) и думать (эффективно решать различные задачи).
В философском энциклопедическом словаре латинское слово «intellectus» обозначается как «познание, понимание, рассудок».

В других словарях слово «интеллект» определяется как «способность мышления, рационального познания».
Говард Гарднер определил интеллект как способность человека решать проблемы и создавать новые продукты…

Исследователь интеллекта, доктор технических и философских наук А.П. Ляликов в своей работе «Трактат об искусстве изобретать» отмечает, что понятия «мышление», «УМ», «разум» — синонимичны.
Мы же заменим все это одним словом — «ИНТЕЛЛЕКТ».

Отметим сразу, что высокий показатель интеллекта (IQ) далеко не всегда дает высокий показатель жизненной и ситуационной эффективности, а именно, способности действовать эффективно в какой-либо конкретной жизненной ситуации, где необходимо чего-то добиваться, на кого-то влиять, что-то менять…

В чем дело? — а дело в том, что важно не просто уметь думать и решать различного рода логические задачи, важно то, с какой информацией работает интеллект — мало информации, или информация искажена — нет точных данных, которые необходимо обрабатывать — нет четкого понимания, что происходит, нет эффективного решения задачи, а социальный интеллект решает именно жизненные задачи…

Именно поэтому настоящие виртуозы жизни обладают не только высоким уровнем общего интеллекта, как великолепной способностью что-то придумывать и решать какие-либо логические, математические и др. задачи, но и хорошо разбираются в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях… — именно с такой информацией и работает социальный интеллект.

Что такое «социальный интеллект»?

Небольшой экскурс в историю понятия.

Впервые термин «социальный интеллект» в психологии использовал Э. Торндайк в 1920 году. Он определил социальный интеллект, как способность понимать людей, управлять ими, действовать или поступать мудро в отношении других (Thorndike E. L. Intelligence and its use. Harper’s Magazine. 1920., р. 228). Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми.

В 1937 г. Гордон Олпорт описывает социальный интеллект, как особую способность верно судить о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных взаимодействиях. Г. Олпорт полагал, что социальный интеллект — это «социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. «Для того, чтобы тактично поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем, социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт — социальное приспособление, а не глубина понимания».

После длительной паузы научное исследование социального интеллекта получило новый толчок в своём развитии благодаря работам Дж. Гилфорда и его последователей в рамках структурной модели интеллекта (O’Sullivan et al., 1965). После модели Торндайка это вторая концепция, поставившая в один ряд социальный и академический интеллект.

Появляются работы о социальных умениях, коммуникативной компетентности. В эти годы очень большое внимание уделяется проблеме социальной перцепции, пониманию людьми друг друга; делается попытка разработать на основе сложившихся концептуальных представлений о природе и структуре социального интеллекта методический аппарат его изучения.

Дж. Гилфорд и М. Салливен разрабатывают тест для исследования социального интеллекта, который широко используется в конкретных исследованиях, несмотря на наличие определенных недостатков.

У Дж. Гилфорда в его концепции социальный интеллект — это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

Представитель психометрического подхода Д. Векслер разделял позицию зависимости социального интеллекта от абстрактного (общего). Социальный интеллект — это приложение общего к социальным ситуациям. Этот взгляд разделяется и рядом других учёных, например Г. Ю. Айзенком (Айзенк, 1995), оценивающим концепцию социального интеллекта как «неоправданно сложную».

Проблема соотношения общего и социального интеллекта стала поистине центральной для исследователей в данной области, а попытки прояснить ситуацию привели к противоречивым выводам.

Форд и Тисак (Ford, Tisak, 1983) выдвинули предположение, что проблемы с конструктной валидностью социального интеллекта возникают потому, что тесты в этой области строятся по аналогии с тестами общего интеллекта — в манере академической и внеконтекстной, а главное — не касаются его поведенческих проявлений.
В основу измерения интеллекта они положили успешное решение проблемных ситуаций. К примеру, в ситуации интервью это способность эффективно говорить, быть восприимчивым к вопросам интервьюера, демонстрировать адекватные невербальные проявления, такие, как умеренный визуальный контакт, расслабленная, но внимательная поза.

Им удалось показать, что социальный интеллект представляет собой чёткую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые фундаментально отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического интеллекта».

Более чётко определено соотношение социального и практического интеллекта в концепции Р. Стернберга в рамках теории интеллекта, ведущего к успеху (Практический интеллект, 2002). Интеллект рассматривается в ней как способность индивида адаптироваться, формировать и выбирать окружение, соответствующее целям общества, культуры. Он предполагает наличие трёх компонентов (способностей):

1) аналитических — для анализа и оценки имеющихся возможностей, вариантов (распознавание проблемной ситуации, определение природы проблемы, разработка стратегии решения проблемы, наблюдение за процессами решения);

2) творческие — для порождения способов решения проблемы (принцип «дёшево купил, дорого продал» в области идей);

3) практические — для воплощения идей в действие.

В 1994 г. Н.А. Кудрявцева предложила концептуальную разработку, в которой соотносила общий и социальный интеллект, и показала, что социальный интеллект относительно независим по отношению к общему интеллекту. Социальный интеллект понимался как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств.

В.Н. Куницына приравнивает понятие социального интеллекта к понятию социальной компетентности, и определяет социальную компетентность, как систему знаний об окружающей действительности и себе, как систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекая максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Более подробно с анализом различных концепций «социального интеллекта» можно познакомиться в работе С.С. Беловой «Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения».

 

И.В. Герасимов

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория

Обобщив имеющиеся знания по теме, а так же развернув понятие социального интеллекта в соответствии со своими теоретическими воззрениями на человека, на жизнь, на ситуации, и на эффективное поведение в этих ситуациях, я разработал новую, современную теорию социального интеллекта, которая отвечает следующим требованиям:

1) дает четкое определение: что такое «социальный интеллект» (совокупность способностей — понимать людей, поступать мудро в отношении них, коммуникативная компетентность…, или это все же определенная психическая система, которая эти способности осуществляет? — я склоняюсь ко второму варианту)

2) четко определяет области (направления) деятельности социального интеллекта (от глобального понимания жизни и своего места в этой жизни до решения проблем в конкретных жизненных ситуациях, из которых последовательно и состоит жизнь)

3) определяет социальный интеллект, как систему:

    • из каких элементов состоит социальный интеллект (что именно осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной ситуации и быть успешным в жизни в целом?)
    • как работает социальный интеллект: как, к примеру, осуществляется процесс поиска эффективного решения в той или иной проблемной ситуации?

4) объясняет, чем определяется низкий, средний и высокий уровень социального интеллекта — какого уровня задачи способен решать социальный интеллект того или иного уровня

5) задает способы (методы) оценки уровня социального интеллекта

6) разрабатывает методы развития социального интеллекта высокого уровня (в моей практике — это системный и комплексный подход в развитии личности на базе специально разработанных учебно-практических мероприятий — семинаров и тренингов).

Итак, главный вопрос любого вида интеллекта (общего-академического-генерального, социального, математического, эмоционального…) — то, с какой информацией работает интеллект, как мыслительный механизм, какого рода задачи решает:

  • математический интеллект — работает с формулами, числами, решает математические задачи — анализирует, ищет взаимосвязи, находит решения…
  • эмоциональный интеллект — разбирается в эмоциях, умеет ими управлять
  • социальный интеллект — решает жизненные задачи, обеспечивая жизненную и ситуационную эффективность человека.

Таким образом…

Социальный интеллект (в контексте ситуационной эффективности) — определенная психическая система (механизм), которая осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной жизненной ситуации, а именно — четко оценивать ситуацию и находить оптимальное для данной ситуации решение.

Чем выше социальный интеллект — тем выше ситуационная эффективность!

Люди с высоким социальным интеллектом способны менять не только себя и свою жизнь, но и способны управлять ситуациями, людьми, менять их позиции, убеждения, поведение…

Что для этого необходимо?
а) очень хорошо разбираться в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях… (причем не на поверхностном, а на глубоком, развернутом и системном уровне)
б) уметь анализировать, просчитывать ситуации и
в) уметь находить верные решения — как наиболее эффективно повести себя в той или иной жизненной ситуации.

Социальный интеллект, как система, состоит из определенных элементов, которые своей слаженной работой обеспечивают способность человека действовать эффективно.

Выделим 3 основных элемента в структуре социального интеллекта

1. Генеральный (чистый) интеллект

«Процессор», ум, мышление… — элемент психической системы, который обрабатывает необходимую информацию (логическое мышление) и генерирует новые идеи (креативное мышление)

Логическое мышление
Логическое мышление — осуществляет анализ полученной и имеющейся информации, ищет взаимосвязи и противоречия, выделяет главное и отсекает второстепенное… — все для того, чтобы получить объективную картину происходящего.
Мощность логического мышления (объем, скорость, сложность… обработки информации) в потенциале (в прочем, как и все остальное) у всех разная.

Креативное мышление
Креативное мышление — это процесс создания новых образов, поиск верных, красивых и оригинальных решений…

Настоящие мастера влияния, комбинаторы, виртуозы жизни… — оригинальны, необычны, артистичны…, найдут выход из любой, даже самой запутанной ситуации…

2. Информационные системы сознания

Сформированная (формирующаяся) база знаний о людях, о жизни, о ее всеразличных явлениях и многообразных ситуациях…

К примеру, мировоззрение человека, его модель мира (как определенная информационная система), может быть развернутым и глубоким, проникающим в самую суть, а может быть ограниченным и поверхностным, не понимающим причин происходящего… — все дело в том, каким знанием-пониманием обладаем конкретный человек. Чем больше человек знает о людях, о жизни, о ее различных ситуациях, и знает не на поверхностном, а на глубоком и системном уровне, разбирается в причинах и взаимосвязях… — тем шире, глубже его сознание, тем сильнее его социальный интеллект.

3. Коммуникативное мастерство или мастерство межличностного взаимодействия

Это система сформированных коммуникативных знаний, умений, навыков, позволяющих человеку легко взаимодействовать с любыми людьми и в любых жизненных ситуациях

Здесь:

  • система сформированных знаний, умений, навыков эффективного общения
  • мастерское владение всеми необходимыми техниками и приемами влияния, убеждения и переубеждения…
  • досконально изученные и проработанные алгоритмы, схемы, сценарии эффективного поведения в тех или иных жизненных ситуациях (своего рода продвинутые программы).

Люди с высоким уровнем социального интеллекта (мастера влияния, виртуозы жизни) хорошо развиты по всем направлениям — они хорошо разбираются в себе, в людях, в жизни…, обладают отменной логикой, и умеют найти эффективное (или даже оригинальное) решение в любой, даже на первый взгляд, безвыходной ситуации…

И никаких разделений — слабое развитие по какому-то из направлений может не дать высокой эффективности в какой-то конкретной ситуации (или в жизни в целом).

Эмануил Ласкер (24 декабря 1868 — 11 января 1941), второй чемпион мира, выдающийся шахматист, был гроссмейстером не только в шахматной игре, но и в жизни: «… меткость суждений и глубокое проникновение в сущность затрагиваемых вопросов…, в остроумных репликах Ласкера чувствовался не просто выдающийся шахматист, а философ и художник большого плана» (Яков Рохлин, советский шахматист, заслуженный тренер СССР, писатель, человек, которому доводилось лично пообщаться с Ласкером).

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: современная теория и практика развития
  • Социальный интеллект: от чего зависит УРОВЕНЬ?
  • Как РАЗВИТЬ социальный интеллект высокого уровня?
  • Что такое «ИНТУИЦИЯ»?
Поделитесь с друзьями!
Игорь Герасимов / 29.02.2020
Комментариев нет
Комментарии отключены.

Как развить социальный интеллект

Избавляемся от всего,что делает нас слабыми.Наращиваем все,что сделаетнас сильнее.
Подробнее

Как быстро снять стресс. Система методов

Избавляемся от всего,что делает нас слабыми.Наращиваем все,что сделаетнас сильнее.
Подробнее

Как развить эмоциональную устойчивость

Избавляемся от всего,что делает нас слабыми.Наращиваем все,что сделаетнас сильнее.
Подробнее

Как прокачать внутреннюю силу. Система

Избавляемся от всего,что делает нас слабыми.Наращиваем все,что сделаетнас сильнее.
Подробнее

Как прокачать свою эффективность?

Чек-лист "Прокачайте свою эффективность: 5 основных направлений..."

Получите бесплатный чек-лист на прокачку своей личностной эффективности.
Подробный и развернутый план конкретных действий.

Скачайте чек лист!

Получите бесплатный чек-лист на прокачку своей личностной эффективности.
Это важно! Узнайте, с чего начать и как действовать...

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.