Системный, комплексный и продвинутый подход в развитии вашей личности и личностной эффективности...
«Блаженна страсть к гармонии, Рамон…» (Уоллес Стивенс)
Теория гармония…
Понятие «гармония» и в философии, и в эстетике, и в музыке, и остальных сферах жизни означает объединение разных и противоположных сущностей (частей) в единое целое, на основе закономерностей (законов и правил).
Более или менее полно понятие гармонии раскрывается в системе категорий, составляющих это понятие.
Связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему
Так, наш мир в целом гармоничен, потому что создан единым Творцом по единому плану. Все вещи мира родственны. Эта мысль звучит в памятниках самых древних культур.
Един огонь, многоразлично возжигаемый,
Едино Солнце, всепроникающее,
Едина заря, всё освещающая,
И едино то, что стало всем этим. (Ригведа, VIII, 58)Из китайского трактата Хуайнаньцзы:
То, что покрывается небом, что поддерживается
землей, обнимается шестью сторонами света,
что живет дыханием инь и ян, что увлажняется
дождем и росой, что опирается на дао и благо-
всё это рождено от одного отца и одной матери,
вскормлено одной гармонией. (Лу Ань, 2-й в. до н.э)
Теория гармонии в Древней Греции. Первоначальный смысл понятия «гармония» был аналогичен понятию «музыка», а в строительном деле этот термин обозначал особо прочный способ кладки камней в стене (Павсаний), а также гармониями называли скрепы или гвозди, которыми сбивали корабли (Гомер). В античной философии категория Единого занимает обширное место. Назовем здесь Парменида, Платона, Синезия, Плотина, Марка Аврелия, Боэция…
Это отражено в мифологии Древней Греции: Гармонией называлась дочь Афродиты и Ареса — богини любви и бога войны.
Пифагореец Филолай утверждает: Гармония… возникает из противоположностей. Ибо гармония есть соединение разнообразной смеси и согласие разнообразного.
Великий диалектик Гераклит находит источник гармонии мира: это Логос, создающий сущее из противоположных стремлений, устроивший всё через всё.
«По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее ЛОГОС», — учил Гераклит.
Термин «логос», введенный Гераклитом, но применяемый поныне, приобрел великое множество смыслов. Но для него самого он означал ЗАКОН, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга — от закона (а не от произвола Богов — властителей неба и земли) зависит ход вещей… — (Боги только определили и установили эти законы — а дальше — «всё течёт, всё меняется» внутри этого логоса)
Люди стараются постичь подлежащую связь вещей: это выражено в Логосе как формуле или элементе упорядочивания, установления общего для всех вещей (фр. 1, 2, 50 DK).Гераклит считал, что всё непрерывно меняется.
Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Внемля не мне, но логосу, мудро признать, что все едино» (первый закон диалектики).
«Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и зависит от сбалансированных взаимодействий между противоположностями» (фр. 54, 123, 51 DK).Ещё одно изречение Гераклита: Расходящееся сходится, и из различного образуется прекраснейшая гармония, и всё возникает через вражду. Источники конфликтов, в частности, Гераклит видел в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия: «Война — отец всех вещей, а мир — их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.»
В эстетике средневековой Европы контрасты обостряются, становятся непримиримыми. Божественное и демоническое, добро и зло, свет и тьма вступают в конфликт, не зная примиряющей середины.
Пророк Исайя гремит проклятиями: — Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! (Ис. 5;20)
Однако, все эти контрасты исходят от Бога: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это. (Ис. 45:7,11) Средневековое мышление антиномично, то есть всякому понятию противопоставляется другое, контрастное понятие, потому и в изобразительном искусстве средневековья мы видим напряженные контрасты: темное и светлое, красное и зеленое, золотое и синее.
Художники эпохи Возрождения также признавали одной из основ гармонии полярные противопоставления (контрасты), но эта эпоха понимает третий признак гармонии, а именно категорию меры, не так, как Средневековье.
Приведем для убедительности выдержку из «Книги о живописи» Леонардо да Винчи:
Прими во внимание, что если ты хочешь сделать превосходнейшую темноту, то придай ей для сравнения превосходнейшую белизну, и совершенно так же превосходнейшую белизну сопоставляй с величайшей темнотою. Бледно-синий заставит казаться красный более огненно-красным, чем он кажется сам по себе в сравнении с пурпуром… Зеленый красному и красный зеленому… взаимно придают прелесть.
В традиционной классической эстетике, восходящей к античности, категория меры занимает одно из важнейших мест. Дружный хор поэтов, философов, ученых воспевает умеренность и «золотую середину» во всём: в трудах, чувствах, искусствах. Поэт Феогнид поучает своего сына:
Кирн, ни в чём не усердствуй. Во всём выбирай середину.
Тот же увидишь успех, что и трудясь тяжело.
Лучше всего человеку не быть чрезмерно богатым,
Лучше всего для него бедности крайней не знать.В эпиграмме неизвестного автора «Семь мудрецов» запечатлены их главные речения:
Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:
«Мера важнее всего»,— Клеобул говаривал Линдский;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа.
«Лишку ни в чём!»— поговорка была митиленца Питтака…Великий мудрец Пифагор наставляет своих учеников:
Соблюдай меру в пище, питье, гимнастике.
Не будь расточителем и скрягой.
Обуздывай чрево, сон, похоть, гнев…
Платон и Аристотель связывают понятие меры с человеческой психикой, со способностью человека к восприятию различных ощущений. То, что выше или ниже определенной меры, не ощущается как гармоничное. Только сомасштабное человеку, посильное для него и соразмерное гармонично. Аристотель в трактате «О душе» ясно сформулировал эту закономерность:
Каждое превышение меры разрушает слух, — как чрезмерность высоких, так и низких тонов; также излишества во вкусовых качествах разрушают вкус, и слишком яркое и темное в цветах пагубно действует на зрение… ведь ощущение есть отношение, чрезмерности же причиняют неудовольствие или действуют разрушающе.
Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Пифагор признает началами всех вещей «числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями»… (Аэций 13,8). Древнеримский теоретик архитектуры писал: Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека.
Любимой пропорцией в античности и в классическом искусстве последующих веков было «золотое сечение», выражаемое иррациопальным числом «фи», равным 0,618. Говоря описательно, чтобы разделить отрезок С в «золотой пропорции», нужно, чтобы его часть А относилась к части В, как В относится к С. Более грубое приближение к этой пропорции можно получить отношениями 3:5, 5:8, 8:13.
В колористической системе размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости. Чем светлее и ярче пятно, тем меньшую площадь оно занимает в гармоничной композиции.
Пропорция, наряду с другими компонентами гармонии, является предметом размышлений средневековых философов. Вот вывод Фомы Аквинского (ХIII в.):
… В понятие прекрасного … или красоты входят ясность и должная пропорция… Вот почему красота тела заключается в том, что у человека члены тела хорошо спропорционированы , вместе с тем имея ясность должного цвета.
Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Идеальное состояние уравновешенности дает симметрия.
Понятие симметрии усвоено нами из природы. Законы природы построены на симметрии противоположных (или подобных) начал: плюс и минус, позитрон и электрон, жизнь и смерть, лето и зима, и т.д. Сам человек устроен симметрично, поэтому всё симметричное он воспринимает как нормальное и позитивное. В древности и средневековье была замечена родственность и взаимные превращения симметричных начал. Платон утверждал, что если существуют две какие-либо противоположности, то одна возникает из другой: живое из мертвого, мертвое из живого, прекрасное из безобразного, легкое из тяжелого и т.д. (Федон)
Экклезиаст предопределяет антиномиям равную судьбу, то есть намекает на их тождество: Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы… (Эккл. 9;2)
В сопоставлениях симметричных частей познаётся природа вещей. Гуго сен-Викторский: Если присоединишь подобное к подобному, одинаковость частей обнаружит превосходство той и другой части. Если же ты сопоставишь несходное, то более явным станет отличие каждого… Сопоставь белое с черным, мудреца с глупцом, гордого со смиренным, зло с добром и тогда,… к каждому виду словно присоединится подлинное содержание его собственной природы.
В классической архитектуре симметрия обязательна; в живописи или скульптуре её избегают, заменяя «живым» равновесием. Так, на картине светлые или темные пятна слева уравновешиваются такими же пятнами справа; фигуры, тела, предметы, цветовые пятна располагаются по такому же принципу. Закон уравновешивания по вертикали несколько иной: здесь художник-реалист следует натурным прототипам, а высоту картины делит в отношениях золотого сечения или простых целочисленных пропорциях.
Классическому стилю во всех его проявлениях присуща рациональность и ясность — неотъемлемые признаки гармонии. Всё рациональное ясно, то есть легко воспринимается человеческим разумом и чувствами. Рациональное — это логичное, упорядоченное, организованное. Античные философы именно так представляли себе Космос: он расчислен, размерен, умопостигаем, закономерно «разгорается и угасает». Здесь главный бог — это Логос (слово, смысл). Он враждебен всему темному, смутному, мистическому, хаотичному.
Логичность системы, очевидность закона её строения, ясность постижения-существенные признаки гармонии.
Природа, как было сказано, это свойство Вселенной в целом. Любая часть природы гармонично сочетается со всеми остальными, составляя систему. Гармоничное произведение искусства — это также система, в которой каждый элемент родствен другим, каждый на своем месте, и если заменить его другим — это нарушит гармонию. Так, например, апокалиптическая саранча — страшное чудовище, лишенное и красоты, и гармонии:
По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; … И волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; … У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала… (Откр. 9:7,8,10)
Мы судим об уместности частей композиции при помощи сравнения данной системы с какой-либо природной. Даже в абстрактной живописи В. Кандинского сам художник усматривал картины космических катаклизмов, «грохочущее столкновение миров». И хотя эта живопись далека от классической традиции, мы чувствуем её гармоничность.
Св. Августин Блаженный (IV — V в.) точно и кратко определяет категорию соответственного в связи с категорией прекрасного (это восьмой признак гармонии):
Прекрасное рассматривается и одобряется само в себе; ему противоположно постыдное и безобразное. Соответственное же, которому противоположно нелепое, как бы связанное, зависит от другого, и о нем судят не по нему самому, а по тому, с чем оно связано.
В сочинении «Об истинной религии» Августин продолжает эту мысль: Во всех искусствах нравится соответствие, только благодаря которому всё целостно и прекрасно…
Определить прекрасное так же трудно, как гармонию. В диалоге Платона «Пир» одна из участников пира мудрая Диотима определяет прекрасное апофатическим способом: оно не возникает, не уничтожается, не увеличивается, не убывает, оно прекрасно везде и всегда, существует вечно, не является в виде какого-либо облика, или речи, или науки, на земле, на небе или в каком-нибудь предмете, оно единообразно с собою и ни в чем не испытывает страдания.
В диалоге Платона «Гиппий Больший» философ Сократ еще более подробно обсуждает проблему прекрасного с известным софистом, но длительная дискуссия не приводит ни к какому результату. Сократ с присущей ему честностью и мужеством признаётся, что определение прекрасного очень трудно: Кажется, я узнал, что значит пословица «прекрасное-трудно».
Добавим к этому слова Августина: Разве любим мы что-либо иное, кроме прекрасного?
Гармоничное искусство создает естественные, природосообразные формы, но не копирует их с натуры. Формы и краски гармоничного искусства облагорожены, возвышены над природными прототипами, приведены в соответствие с идеалом прекрасного. Иными словами, в гармонии всегда ощущается божественное начало, слышатся звуки лиры Аполлона, гимнов Орфея. Возвышенное — это то, что создано при содействии муз, ангелов, Бога.
Скажем о нем совсем кратко: совершенное произведение — это такое, в котором нет никакого недостатка и никакого избытка — ни прибавить, ни убавить. Этим критерием измерялась гармоничность произведений искусства как в античности, так и во все последующие времена во всех классических стилях.
Неясность, несоразмерность, нагромождение деталей, дикая экспрессия, необузданная фантазия, хаос и разобщённость — признаки, выводящие произведение искусства за грань классического и гармоничного.
ЕЩЕ В БИБЛИОТЕКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Психическая закалка. Прорабатываем неуязвимость. Стабилизируем самооценку. Эмоциональный интеллект: управляем…
Как быстро снять стресс. Система эффективных методов снятия психического и физического напряжения. Лучшие техники! No Stress…
Избавляемся от всего, что делает нас слабыми. Наращиваем все, что сделает нас сильнее. Становимся круче. Учимся действовать, достигать и побеждать…
Как развить жизненный ум — социальный интеллект высокого уровня? Продвинутая система прокачки. От примитивного уровня до уровня «мастер»…
Вы не можете скопировать содержимое этой страницы